Иван Андреевич Язев и Виктор Григорьевич Лень

ВЫСТАВКА «К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИВАНА ЯЗЕВА И ВИКТОРА ЛЕНЯ»

Мы проводили ушедший год и с тёплой радостью встретили новый.

И его начало хочется посвятить миру красоты, образов и красок.

2014 год стал юбилейным для двух донских художников — Ивана Андреевича Язева и Виктора Григорьевича Леня, в честь 100-летия которых в Музее Современного Изобразительного Искусства на Дмитровской в Ростове-на-Дону была организована выставка работ мастеров, объединённых не только творчеством, но и дружбой.

«Есть художники, которые обретают свой путь в искусстве сразу, но есть те, кто идёт тернистой дорогой, преодолевая преграды и терпя лишения. Именно такой путь пришлось пройти И. А. Язеву и В. Г. Леню, собратьям по цеху и друзьям по жизни, которым в этом году исполняется 100 лет со Дня Рождения. Для бурного на события XX века год 1914-ый стал переломным в истории России и Европы: началась Первая Мировая война, изменившая судьбы стран и народов.

Оба родились на Дону, с разницей в один год закончили Ростовский художественный техникум им. М. Б. Грекова, где благодаря таким педагогам, как А. М. Черных и А. А. Мытников впитали в себя глубинное понимание традиций русской живописной культуры.

В 1938 году большой десант выпускников «грековки» в составе Ивана Язева, Виктора Леня, а также Семёна Скопцова, Галины Талалаевой, Георгия Лелькова «высадился» в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. Однако война прервала учёбу и развела друзей на долгие годы — одного в действующую армию, другого в эвакуацию в Узбекистан. Вернуться к живописи они смогли лишь после Победы.

В 1948 году одновременно защищают диплом, и снова расстаются — В. Лень уезжает в Ростов-на-Дону, где его сразу приглашают на преподавательскую работу в РХТ им. М. Б. Грекова, а И. Язев остаётся в Москве. Мирная жизнь набирает обороты: работа, творческие командировки, выставки, но Виктор Григорьевич и Иван Андреевич находят время для встреч и общения. Надо отдать должное, Иван Андреевич всегда был гостеприимен и любил принимать гостей столицы, особенно приехавших с Дона, в своей мастерской в Брюсовом переулке. Так он чувствовал неразрывную связь с малой родиной, с событиями, происходившими в ростовском союзе художников. И. А. Язев объездил почти весь Советский Союз: Подмосковье, Северный Кавказ, Сибирь, Армения, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Украина — вот неполный список мест, где побывал Иван Язев, выполняя различные заказы на оформление клубов, колхозов, учебных заведений... И отовсюду он привозил огромное количество натурного материала, часть которого и вошла в нашу экспозицию. Это уникальнейший слепок безвозвратно ушедшей страны и эпохи.

Как и многим его современникам, В. Г. Леню был свойственен универсализм. Работая в любом жанре и технике, он не был дилетантом. Во всех областях он работал как профессионал. Успевал заниматься творчеством и педагогической деятельностью, растить сыновей и активно участвовать в общественной жизни ростовского отделения СХ, стал организатором, а впоследствии и главным редактором «Агитплакат Дона». Поразительное независимое творческое мышление и свобода просматриваются прежде всего в пейзажах Виктора Григорьевича. Неравнодушие, можно даже сказать, художническая одержимость, отражаются в его работах, не оставляя безразличным зрителя. Его пейзажам и пейзажам Язева свойственны искренность и восторг влюблённых в природу и знающих цену жизни, как всех тех, кто прошёл сквозь военное лихолетье. Такие понятия, как профессиональная гордость, достоинство ремесла, мастерское владение техникой — были отличительными чертами художников той эпохи. Эпохи победителей, творческих индивидуальностей и неординарных личностей, перед которыми мы в неоплатном долгу. Масштаб дарования В. Г. Леня и И. А. Язева не выявлен со всей полнотой, но созданное художниками-юбилярами обеспечило им прочное место в истории донского искусства».

Приходько M. A., директор МСИИД


Выставка очаровывает с первой минуты и оставляет приятное послевкусие в конце.

Искренность, простота, восторг от увиденного, переданный на холсте, — вот что подкупает зрителя, сталкивающегося с работами этих прекрасных мастеров.

Их творчество, такое разное, но такое родное, настоящее, объединяют близость к зрителю и еле слышимый разговор с ним.

Картина, которая близка эмоционально, способна удерживать на себе внимание часами, и обладатель такой картины будет находить в ней каждый раз новые смыслы, идеи и послания художника. Так вот работы Язева и Леня найдут отклик и в людях, ностальгирующих по советскому прошлому, и в любителях истории, ведь в картинах прекрасно отображён быт, архитектура ушедшей эпохи, передано настроение людей за работой и на отдыхе, и в юных первооткрывателях, с замиранием сердца глядящих на «Траверс главного хребта Кавказа», в поэтах, влюблённых в природу, — на выставке мы видим самые разные грани художников, раскрывающиеся в те или иные периоды их творческой деятельности.