7 февраля 2025 года в Ростовском-на-Дону академическом молодёжном театре мне посчастливилось видеть спектакль «Ромео и Жаннетта. Сумерки любви» по пьесе знаменитого французского драматурга Жана Ануя «Ромео и Жаннетта», написанной в 1945 году и не потерявшей актуальности в наши дни.
Прекрасная игра актёров, великолепная пьеса, не согласна лишь в одном: ни пьеса, ни спектакль не рассказывают о любви. Да-да, мне думается именно так. Это история о чём угодно, только не о любви.
О спектакле везде написано примерно следующее:
«Наша встреча — это та минута, которую судьба иной раз дарит обречённому».
Любовь — тихая гавань, или любовь — бушующая стихия? Возможно, это главный выбор, который предстоит осуществить молодым героям, и он предрешит их будущее.
Фредерик и Улия помолвлены. Перед свадьбой жених вместе с матерью приезжает в дом будущих родственников. Фредерик впервые видит сестру Улии — вольную, непокорную Жаннетту, и между ними мгновенно вспыхивает сильное чувство. Они не могут быть вместе и не могут быть порознь, разум и чувства вступают в неравную борьбу, которая стремительно идёт к неумолимой развязке.
У меня совсем иное мнение по поводу содержания произведения. Жан Ануй создал абсолютно архетипичные образы своих героев.

Авторитарная мать главного героя Фредерика не даёт сыну возможности принять ни одного самостоятельного решения, зная, само собой разумеется, наперёд что и как для него будет лучше. Хорошо известно, что соответствовать завышенным ожиданиям жёстких / жестоких родителей может далеко не каждый ребёнок. Частыми последствиями подобного авторитаризма для детей являются заниженная самооценка, склонность поддаваться на манипуляции, неспособность действовать, отсутствие собственных желаний, интересов, пассивность. Вот и Фредерик не стал исключением и покорно выполняет все требования мамы. И даже вспыхнувшая искра по отношению к сестре Улии Жаннетте — лишь порыв, которому не суждено перерасти в нечто большее. Ведь в этом случае ему придётся брать ответственность, идти против воли матери, противостоять препятствиям, а это, друзья, предполагает другой взгляд на жизнь. Поэтому несмотря ни на что он возвращается к Улии, которую давно одобрила мать и уже спланировала их совместное будущее.
Сама же Улия позиционирует себя крайне положительным персонажем: чистоплотным, аккуратным, не в пример собственной семье, которую и будущей свекрови-то показать ох как стыдно. Для неё статус близких имеет приоритетное значение, ведь именно по этому критерию свекровь ранжирует людей. А Улия несмотря ни на что решила стать частью другого социального слоя, чтобы подняться на ступеньку выше посредством замужества. И здесь для неё все средства хороши: не вернёшься, отравлюсь — вот предлог, под которым она возвращает «любимого». А любимый, как мы только что выяснили, привык к манипуляциям, поэтому охотно на них откликается.
Отец Улии — персонаж в общем-то наиболее симпатичный: спокойный, вежливый, мягкий, настроенный философски, интеллектуальный, творчески одарённый. Однако чрезмерное употребление алкоголя привело к тому, что он перестал обращать внимание на быт, одежду, происходящее вокруг, стал настолько слаб, что даже убийство матерью Фредерика их питомца гуся не порождает в нём ни протеста, ни праведного гнева. Он слаб, он не в силах противостоять жестокой и высокомерной сватье, которая диктует свои правила и порядки в его же собственном доме. В глубине души отец понимает, что она совершила ужасный поступок, и он, как глава семьи, должен был бы поставить такого человека на место и выгнать из дома, защитить свой очаг, но он лишь приводит жалкие аргументы в оправдание её поступка, мол, вдруг бы гуся задавила машина или ещё что-нибудь бы случилось, тогда финал был бы таким же. С этого момента мнение столь жалкого человека уже малоинтересно зрителю.
Брат Улии Люсьен также не вызывает положительных эмоций. Образованный парень с юридическим образованием сидит дома, ничего не делает, кроме громкого страдания по поводу неудавшегося брака и посланий проклятий в адрес всего женского пола. Сестру Улию он ни во что не ставит, выходя в нижнем белье к гостям, а другую сестру Жаннетту, которая обеспечивает семью, в том числе благодаря подаркам мужчин, называет распутной.
И только Жаннетта по праву трогает сердце зрителя. Бунтарка по характеру, яркая, темпераментная, харизматичная, она в одиночку вступается за семейного питомца гуся, беспощадно обнажая всю гнусность совершённого преступления деспотичной женщиной, появившейся у них на пороге вместе с сестрой. Она не стесняясь говорит о боли и страхе, причинённых малышу, и не имеет желания находиться рядом с подобными людьми. Если бы не чувство, вспыхнувшее к Фредерику. Ради него она готова бросить всё и всех. Вот только он ей видится таким же, как она, бесстрашным, эмпатичным, готовым противостоять злу. А как же он будет ему противостоять, если это зло долгие годы являлось для него примером для подражания?.. Нет, это возможно, но чтобы подобное произошло, нужна была длительная работа над собой, над осознанием фальшивых ценностей и правил. Фредерик же предпочёл самый простой и при этом знакомый ему путь: следовать велению матери. Никого не осуждаем, лишь констатируем, что со временем такой персонаж стал бы лишь раздражать бескомпромиссную Жаннетту, у которой на всё есть своё мнение.
Жизненно? Бесспорно. Про любовь? Едва ли. Скорее про пороки и болезни общества. Рекомендую ли к просмотру? Однозначно.
Буду рада услышать ваши комментарии по данному произведению и пьесе. Наверняка кто-то из вас читал книгу, смотрел спектакль. Или просто что-то из сюжетной линии откликнулось в вашем сердце.
Le 7 février 2025, au théâtre académique de la jeunesse de Rostov-sur-le-Don, j'ai eu la chance de voir la pièce « Roméo et Jeanette. Le crépuscule de l'amour » d'après la pièce de théâtre du célèbre dramaturge français Jean Anouilh « Roméo et Jeanette » écrite en 1945 et qui n'a pas perdu de sa pertinence de nos jours.
Le beau jeu des acteurs, la magnifique pièce, je ne suis pas d'accord sur une seule chose : ni la pièce ni le spectacle ne parlent d'amour. Oui, c'est ce que je pense. C'est une histoire sur n'importe quoi, mais pas sur l'amour.
A propos de la performance il est écrit partout à peu près ce qui suit :
« Notre rencontre est la minute que le destin donne parfois au condamné ».
L'amour est-il un havre de paix ou l'amour est-il un élément déchaîné ? Peut-être c’est le choix principal que les jeunes héros doivent faire, et il préjuge de leur avenir.
Frédéric et Ulia sont fiancés. Avant le mariage, le marié et sa mère viennent à la maison des futurs parents. Frédéric voit pour la première fois la sœur d'Ulia, Jeanette — libre et rebelle, et un fort sentiment éclate instantanément entre eux. Ils ne peuvent pas être ensemble et ne peuvent pas être séparés, la raison et les sentiments entrent dans une lutte inégale qui va rapidement vers un dénouement implacable.
J'ai une opinion très différente sur le contenu de l'œuvre. Jean Anouilh a créé des images absolument archétypales de ses héros.
La mère autoritaire du personnage principal Frédéric ne donne pas à son fils la possibilité de prendre une seule décision indépendante, sachant, inutile de dire, à l'avance ce qui sera le mieux pour lui. Il est bien connu que tous les enfants ne peuvent pas répondre aux attentes exagérées des parents durs / cruels. Les conséquences fréquentes d'un tel autoritarisme pour les enfants sont une faible estime de soi, une tendance à succomber à la manipulation, une incapacité à agir, un manque de désirs, d'intérêts et la passivité. Donc, Frédéric ne fait pas exception et obéit consciencieusement à toutes les exigences de sa mère. Et même l'étincelle qui a éclaté à l'égard de la sœur d'Ulia, Jeanette, n'est qu'une impulsion qui n'est pas destinée à se transformer en quelque chose de plus grand. Après tout, dans ce cas, il devra prendre des responsabilités, aller contre la volonté de sa mère, faire face aux obstacles, et cela, mes amis, implique une vision différente de la vie. Par conséquent, malgré tout, il revient à Ulia que sa mère a approuvé il y a longtemps et qui a déjà planifié leur avenir commun.
Ulia elle-même se positionne comme un personnage extrêmement positif : propre, soigné, contrairement à sa propre famille qu’elle a tellement honte de montrer à sa future belle-mère. Pour elle, le statut des proches est prioritaire, car c'est sur ce critère que la belle-mère classe les gens. Et Ulia, malgré tout, a décidé de faire partie d'une autre couche sociale afin de gravir un échelon plus haut grâce au mariage. Et ici, pour elle, tous les moyens sont bons : si tu ne reviens pas, je serai empoisonnée — c'est le prétexte sous lequel elle retourne son « bien-aimé ». Et le bien-aimé, comme nous venons de le découvrir, est habitué aux manipulations, donc il y répond volontiers.
Le père d'Ulia est le personnage en général le plus mignon : calme, poli, doux, philosophique, intellectuel, doué pour la créativité. Cependant, la consommation excessive d'alcool a conduit au fait qu'il a cessé de prêter attention à la vie quotidienne, aux vêtements et à ce qui se passait autour de lui, et il est devenu si faible que même le meurtre de leur oie de compagnie par la mère de Frédéric ne suscite chez lui ni protestation ni juste colère. Il est faible, il est incapable de résister à l'entremetteuse cruelle et arrogante qui dicte ses propres règles et ordres dans sa propre maison. Au fond, le père comprend qu'elle a commis un acte terrible, et lui, en tant que chef de famille, aurait dû mettre une telle personne à sa place et la chasser de la maison, pour protéger son foyer, mais il ne cite que des arguments pathétiques pour justifier son action, comme si l'oie avait été écrasée par une voiture ou si quelque chose d'autre s'était produit, alors la fin aurait été la même. À partir de ce moment, l'opinion d'une personne aussi pitoyable n'intéresse plus le spectateur.
Le frère d'Ulia, Lucien, ne suscite pas non plus d'émotions positives. Un homme instruit avec une formation juridique est assis à la maison, ne faisant rien d'autre qu'une grande souffrance à propos d'un mariage raté et des messages de malédiction adressés à toute la femme. Il ne met pas sa sœur Ulia dans quoi que ce soit, en sortant en sous-vêtements devant les invités, et l'autre sœur Jeanette, qui fournit à la famille, y compris grâce aux cadeaux des hommes, appelle la salope.
Et seulement Jeanette touche à juste titre le cœur du spectateur. Rebelle de nature, brillante, avec un caractère volontaire, charismatique, elle défend à elle seule l'oie de compagnie de la famille, exposant sans pitié l'horreur du crime commis par la femme tyrannique qui est apparue à leur porte avec sa sœur. Elle n'hésite pas à parler de la douleur et de la peur causées au bébé et n'a aucun désir d'être près de telles personnes. Si ce n'était le sentiment qui s'est enflammé pour Frédéric. Pour lui, elle est prête à tout abandonner. Mais elle le considère comme intrépide, empathique et prêt à résister au mal comme elle. Et comment y résistera-t-il si ce mal lui a servi d'exemple pendant de nombreuses années ?.. Non, c'est possible, mais pour que quelque chose comme ça arrive, il faudrait beaucoup de temps pour travailler sur soi-même, pour prendre conscience de fausses valeurs et de fausses règles. Frédéric a préféré la voie la plus simple et la plus familière : suivre l'ordre de sa mère. Nous ne condamnons personne, nous constatons seulement qu'avec le temps un tel personnage ne ferait qu'irriter l'intransigeante Jeannette, qui a son opinion sur tout.
Est-ce vital ? Incontestable. Est-ce de l'amour ? À peine. Plutôt sur les vices et les maladies de la société. Est-ce que je recommande de regarder ce spectacle ? Certainement.
Je serai heureuse d'entendre vos commentaires sur cette œuvre et cette pièce. Certains d'entre vous ont dû lire un livre, regarder un spectacle. Ou tout simplement quelque chose du scénario vous a interpellé.